г. Санкт-Петербург, Лахтинский пр. 85 корп.2; Московский пр., 183-185 лит.А
Производство тротуарной плитки и бетонных блоков
Заказать звонок

Работы по устройству покрытия

Устройство подстилающего слоя, укладка камней/плит, заполнение швов, уплотнение покрытия
Устройство подстилающего слоя, укладка камней/плит, заполнение швов, уплотнение покрытия

Технологический процесс устройства дорожных покрытий из камней мощения состоит из следующих операций:

  • устройство подстилающего слоя
  • укладка камней/плит
  • заполнение межплиточных швов
  • уплотнение покрытия

Процесс устройства мощения описан в РМД 32-18-2016 «Рекомендации по применению мощения при устройстве покрытий территорий жилой и общественно-деловой застройки». Ниже остановимся на основных моментах, которые часто приводят к ухудшению эксплуатационных качеств покрытия.

Так как мощение воспринимает внешнюю эксплуатационную нагрузку за счет заклинки элементов, край покрытия должен быть надежно зафиксирован бортовыми камнями или другими способами, например, металлическими бордюрами, природными камнями и т.п. Бортовые камни устанавливаются на бетонное основание по песчаной (щебеночной) подушке. См. Технологический регламент на установку бетонных бортовых камней ТР 1.1-2017. СПбГКУ «Дирекция транспортного строительства», CПбГКУ «Центр комплексного благоустройства», Cанкт-Петербург. На песчаное основание допускается устанавливать «легкие» бортовые камни (типа БР.100.20.8, БР 50.20.8), когда они должны быть в один уровень с дорожным покрытием. Во всех остальных случаях бортовые камни должны устанавливаться на щебеночное основание.

Швы между тротуарной плиткой должны быть тщательно заделаны, c целью предотвращения вымывания подстилающего слоя. Швы между бортовыми камнями заполняются в два этапа: cначала обмазываются со всех сторон цементным раствором сметанообразной консистенции с отверстием сверху, которое затем заполняется более жидким цементным раствором. Требования к закреплению бортовых камней в зависимости от назначения (действующих нагрузок) представлены в таблице.

Таблица: Требования к закреплению бортовых камней в зависимости от назначения покрытия
Элемент благоустройства Толщина основания (Н, рис. 3.5), cм Ширина обратной опоры (t, рис. 3.5), cм
Пешеходные пути, площади ≥ 8 ≥ 8
Внутриквартальные проезды ≥ 10 ≥ 10
Дороги с интенсивным автомобильным движением ≥ 15 ≥ 15

Требования к подстилающему слою

Для подстилающего слоя при устройстве мощения применяются:

  • пески по ГОСТ 8736 средние и мелкие II класса, при этом содержание в них зерен свыше 10 мм не допускается, зерен свыше 5 мм должно быть не более 10% при применении изделий групп А и Б и не более 5% при применении изделий групп В и Г. Содержание зерен менее 0,16 мм должно быть не более 10%, содержание пылевидных и глинистых частиц должно быть не более 3%;
  • пески из отсевов дробления I-го класса по ГОСТ 31324.

Для устройства подстилающего слоя не следует использовать сухую песчано-цементную смесь. Так как, подстилающий слой не является несущим, применение вяжущего (цемента) при его устройстве не дает никаких преимуществ. Кроме этого, использование цемента может являться дополнительным источником высолообразования на поверхности мощения.

Толщина подстилающего слоя в уплотненном состоянии должна соответствовать значениям, приведенным в таблице Контролируемые параметры при устройстве покрытий из камней/плит мощения.

Материал подстилающего слоя распределяется по поверхности основания вручную или механизированным способом. При отсыпке подстилающего слоя дополнительно следует иметь запас по толщине на вибропосадку камней. Величина этого запаса зависит от формы и размера камней и материала подстилающего слоя и устанавливается по месту. Для песка запас составляет примерно 1,0—1,5 см.

При устройстве подстилающего слоя следует учитывать, что после строительной операции посадки камней/плит поверхность покрытия должна возвышаться над верхом борта (бордюра) примерно на 0,5 см как запас на осадку покрытия в ходе эксплуатации.

Рис. Мощение должно быть выше уровня бортовых камней и водосборных лотков на 3—10 мм

Укладка камней/плит мощения

Укладка камней/плит мощения должна вестись одновременно с нескольких поддонов, чтобы цвет покрытия был более равномерным.

При мощении следует избегать образования «cквозных» швов, для чего выполняется смещение камней/плит в рядах относительно друг друга (т.н. «ложковая укладка») или перекладка отдельных элементов (для мультиформатных серий плитки), как показано
на рисунке ниже.

Рис. Примеры раскладки мультиформатных форм тротуарной плитки типа «Новый город» (а) и «Cтарый город» (б)

Мультиформатные изделия - камень или плита мощения нескольких типоразмеров в одном транспортном поддоне (СТО 58357155-001-2016).

Рекомендации по укладке мультиформатных камней мощения:

  • Изделия должны укладываться на подготовленное основание в соответствии с рекомендуемой производителем схемой раскладки.
  • Нарушение правильного чередования камней в рядах приведёт к тому,что в конце укладки останутся не востребованными плитки одного формата. Количество плиток в поддоне каждого формата разное!
  • Укладку изделий необходимо производить с перекладкой единичных элементов через ряд во избежание образования сплошного (сквозного) шва, снижающего целостность и жесткость выполненного мощения.
  • Укладку нового ряда начинать в четком соответствии со схемой раскладки, не используя камни с предыдущего ряда, оставшиеся не уложенными.

Камни и плиты мощения c лицевой поверхностью «колормикс» могут быть уложены в направлении цветовых полос на поверхности изделий или в разных направлениях (хаотично) в зависимости от желаемого эстетического вида покрытия.

Мощение тротуаров должно выполняться от бортового камня в сторону фасада здания, где камни могут быть подрезаны или состыкованы с покрытием фасадной зоны.

Заполнение межплиточных швов

Для заполнителя швов в дорожных покрытиях из вибропрессованных плит/камней могут применяться:

  • пески мелкие II класса с модулем крупности 1,5-2,0 (допускается применять пески средние с модулем крупности до 2,2). Рекомендуется использовать песок намывной (речного или морского происхождения) по причине окатанной формы зерен и минимальной пустотности;
  • смесь песков разного гранулометрического состава для получения минимальной пустотности (только для дорожных покрытий с пешеходной нагрузкой).

Предпочтение следует отдавать готовым смесям, изготовленных на производстве.

Применение для заполнения швов сухой песчано-цементной смеси недопустимо.

Примыкания

При работах по мощению возникает необходимость выполнять примыкания к различным элементам — это могут быть канализационные и смотровые люки, столбы ограждений, остановочных павильонов, бортовые камни и т. д. От качества выполнения примыканий зависит долговечность и эстетический вид всего покрытия. Маленькие отрезанные камни, неточные срезы и значительные разности высот делают дорожную конструкцию неэстетичной.

Примыкания выполняются путем подрезки камней до необходимых размеров. Неточно подогнанные или плохо закрепленные доборные элементы (части камня/плиты после подрезки1) под действием внешних нагрузок могут потерять устойчивое положение и быть вынесены с дорожного покрытия. Это может нарушить заклинку соседних камней и способствовать разрушению всего покрытия.

Значительно уменьшить количество доборных камней и, как следствие, сократить операции по резке камней можно на этапе проектирования, назначая оптимальный рисунок раскладки и ширину мощения с учетом размеров применяемых камней/плит.

При устройстве примыканий следует руководствоваться следующими правилами:

  • ни одна отрезанная часть камня/плиты не должна быть меньше четверти полноразмерного камня/плиты (на практике, кусочки меньше одной третиполноразмерного камня зачастую считаются минимальным приемлемым размером);
  • обрезанные камни и плиты не должны иметь острых углов (менее 45°).

Выполнение выше указанных правил влечет изменения рисунка раскладки в зоне примыкания (см.рис.).

Рис: Примыкание дорожек (слева - неправильно, справа - правильно)

Укладка считается профессиональной, когда колодцы сначала мостят «венцами» из мелкоштучных камней бетонных или натуральных камней, по возможности, в форме трапеции (рис. 1 - с устройством «венца» и правильной подрезкой камней) или небольшими квадратами (размеры в плане 50х50 мм,  рис. 2).

Устройство «венчика» дает следующие преимущества по сравнению с примыканием впритык поперечных рядов:

  1. камни «венчика» не имеют перевязки с остальными камнями дорожного покрытия, благодаря чему осадка около колодцев отражается только на них, не сказываясь на остальной части мощения, облегчая его восстановление;
  2. примыкающие к колодцам камни, при открытии крышек ломами имеет большую устойчивость, чем элементы мощения уложенные рядами;
  3. большую эстетическую красоту окаймления. Устройство окаймляющих крышку рядов, кроме того, увеличивает диаметр окружности примыкания, что дает более пологие углы доборных камней.

Подгонка перевязки производится за пределами «венца» из брусчатки. Непосредственное подведение мощения к колодцу без устройства «венца» считается технически неправильным (рис. 3 - мощение впритык к колодцу).

Рис: Примыкание мощения к колодцу (1/2 - правильно, 3 - неправильно)