Технологический процесс устройства дорожных покрытий из камней мощения состоит из следующих операций:
Процесс устройства мощения описан в РМД 32-18-2016 «Рекомендации по применению мощения при устройстве покрытий территорий жилой и общественно-деловой застройки». Ниже остановимся на основных моментах, которые часто приводят к ухудшению эксплуатационных качеств покрытия.
Так как мощение воспринимает внешнюю эксплуатационную нагрузку за счет заклинки элементов, край покрытия должен быть надежно зафиксирован бортовыми камнями или другими способами, например, металлическими бордюрами, природными камнями и т.п. Бортовые камни устанавливаются на бетонное основание по песчаной (щебеночной) подушке. См. Технологический регламент на установку бетонных бортовых камней ТР 1.1-2017. СПбГКУ «Дирекция транспортного строительства», CПбГКУ «Центр комплексного благоустройства», Cанкт-Петербург. На песчаное основание допускается устанавливать «легкие» бортовые камни (типа БР.100.20.8, БР 50.20.8), когда они должны быть в один уровень с дорожным покрытием. Во всех остальных случаях бортовые камни должны устанавливаться на щебеночное основание.
Швы между тротуарной плиткой должны быть тщательно заделаны, c целью предотвращения вымывания подстилающего слоя. Швы между бортовыми камнями заполняются в два этапа: cначала обмазываются со всех сторон цементным раствором сметанообразной консистенции с отверстием сверху, которое затем заполняется более жидким цементным раствором. Требования к закреплению бортовых камней в зависимости от назначения (действующих нагрузок) представлены в таблице.
Элемент благоустройства | Толщина основания (Н, рис. 3.5), cм | Ширина обратной опоры (t, рис. 3.5), cм |
Пешеходные пути, площади | ≥ 8 | ≥ 8 |
Внутриквартальные проезды | ≥ 10 | ≥ 10 |
Дороги с интенсивным автомобильным движением | ≥ 15 | ≥ 15 |
Для подстилающего слоя при устройстве мощения применяются:
Для устройства подстилающего слоя не следует использовать сухую песчано-цементную смесь. Так как, подстилающий слой не является несущим, применение вяжущего (цемента) при его устройстве не дает никаких преимуществ. Кроме этого, использование цемента может являться дополнительным источником высолообразования на поверхности мощения.
Толщина подстилающего слоя в уплотненном состоянии должна соответствовать значениям, приведенным в таблице Контролируемые параметры при устройстве покрытий из камней/плит мощения.
Материал подстилающего слоя распределяется по поверхности основания вручную или механизированным способом. При отсыпке подстилающего слоя дополнительно следует иметь запас по толщине на вибропосадку камней. Величина этого запаса зависит от формы и размера камней и материала подстилающего слоя и устанавливается по месту. Для песка запас составляет примерно 1,0—1,5 см.
При устройстве подстилающего слоя следует учитывать, что после строительной операции посадки камней/плит поверхность покрытия должна возвышаться над верхом борта (бордюра) примерно на 0,5 см как запас на осадку покрытия в ходе эксплуатации.
Укладка камней/плит мощения должна вестись одновременно с нескольких поддонов, чтобы цвет покрытия был более равномерным.
При мощении следует избегать образования «cквозных» швов, для чего выполняется смещение камней/плит в рядах относительно друг друга (т.н. «ложковая укладка») или перекладка отдельных элементов (для мультиформатных серий плитки), как показано
на рисунке ниже.
Мультиформатные изделия - камень или плита мощения нескольких типоразмеров в одном транспортном поддоне (СТО 58357155-001-2016).
Рекомендации по укладке мультиформатных камней мощения:
Камни и плиты мощения c лицевой поверхностью «колормикс» могут быть уложены в направлении цветовых полос на поверхности изделий или в разных направлениях (хаотично) в зависимости от желаемого эстетического вида покрытия.
Мощение тротуаров должно выполняться от бортового камня в сторону фасада здания, где камни могут быть подрезаны или состыкованы с покрытием фасадной зоны.
Для заполнителя швов в дорожных покрытиях из вибропрессованных плит/камней могут применяться:
Предпочтение следует отдавать готовым смесям, изготовленных на производстве.
Применение для заполнения швов сухой песчано-цементной смеси недопустимо.
При работах по мощению возникает необходимость выполнять примыкания к различным элементам — это могут быть канализационные и смотровые люки, столбы ограждений, остановочных павильонов, бортовые камни и т. д. От качества выполнения примыканий зависит долговечность и эстетический вид всего покрытия. Маленькие отрезанные камни, неточные срезы и значительные разности высот делают дорожную конструкцию неэстетичной.
Примыкания выполняются путем подрезки камней до необходимых размеров. Неточно подогнанные или плохо закрепленные доборные элементы (части камня/плиты после подрезки1) под действием внешних нагрузок могут потерять устойчивое положение и быть вынесены с дорожного покрытия. Это может нарушить заклинку соседних камней и способствовать разрушению всего покрытия.
Значительно уменьшить количество доборных камней и, как следствие, сократить операции по резке камней можно на этапе проектирования, назначая оптимальный рисунок раскладки и ширину мощения с учетом размеров применяемых камней/плит.
При устройстве примыканий следует руководствоваться следующими правилами:
Выполнение выше указанных правил влечет изменения рисунка раскладки в зоне примыкания (см.рис.).
Укладка считается профессиональной, когда колодцы сначала мостят «венцами» из мелкоштучных камней бетонных или натуральных камней, по возможности, в форме трапеции (рис. 1 - с устройством «венца» и правильной подрезкой камней) или небольшими квадратами (размеры в плане 50х50 мм, рис. 2).
Устройство «венчика» дает следующие преимущества по сравнению с примыканием впритык поперечных рядов:
Подгонка перевязки производится за пределами «венца» из брусчатки. Непосредственное подведение мощения к колодцу без устройства «венца» считается технически неправильным (рис. 3 - мощение впритык к колодцу).