г. Санкт-Петербург, Лахтинский пр. 85 корп.2; Московский пр., 183-185 лит.А
Производство тротуарной плитки и бетонных блоков
Заказать звонок

Методы расчета жестких и нежестких дорожных одежд

Методы расчета жестких и нежестких дорожных одежд регламентированы сводом правил по мощению с применением бетонных вибропрессованных изделий (СП 508.1325800.2022).
Методы расчета жестких и нежестких дорожных одежд регламентированы сводом правил по мощению с применением бетонных вибропрессованных изделий (СП 508.1325800.2022).

Методы расчета жестких дорожных одежд


Метод расчета 1
Применяют для конструкций дорожных одежд (рисунок Б.1) с покрытиями из плит мощения конечной жесткости с основаниями, не способными воспринимать растягивающие напряжения при изгибе.

Рисунок Б.1 – Принципиальная схема дорожной одежды.jpg
1 – покрытие из плит мощения конечной жесткости;
2 – подстилающий слой (песок, отсевы дробления горных пород);
3 – несущее основание (щебень, гравийно-песчаные смеси, щебень с расклинцовкой, щебеночные смеси, щебень, обработанный органическими и неорганическими вяжущими, отсевы дробления горных пород, побочные продукты промышленного производства, обработанные и необработанные вяжущими, тощий (малоцементный) укатываемый и ячеистые бетоны;
4 – дополнительный слой (песок, гравийно-песчаные смеси, щебень однофракционный (открытая смесь), гравий, укрепленный грунт, легкие бетоны)

Критерии прочностного расчета:
  • на сопротивление растяжению при изгибе (предельный изгибающий момент) плит мощения;
  • сопротивление сдвигу слабосвязных слоев основания и подстилающего грунта.
Расчет выполняют по методикам для жестких дорожных одежд.


Метод расчета 2
Применяют для конструкций дорожных одежд (рисунок Б.2) с покрытиями из камней мощения и плит (с конечной жесткостью или «абсолютно жестких плит») с монолитными основаниями, способными воспринимать растягивающие напряжения при изгибе.

Рисунок Б.2 – Принципиальная схема дорожной одежды.jpg
1 – покрытие (камни/плиты);
2 – подстилающий слой (песок, отсевы дробления горных пород);
3 – несущее монолитное основание (цементобетон, легкий бетон, тощий бетон, дренажные бетоны с прочностью на растяжение при изгибе не менее 0,8 МПа,);
4 – щебень, гравийно-песчаные смеси, щебень с расклинцовкой, щебеночные смеси, щебень, обработанный
органическими и неорганическими вяжущими, отсевы дробления горных пород, побочные продукты промышленного производства, обработанные и необработанные вяжущими, тощий (малоцементный) укатываемый и ячеистые бетоны, грунт, обработанный вяжущими, песок, гравий.

Критерии прочностного расчета:
  • на сопротивление растяжению при изгибе (предельный изгибающий момент) плит мощения конечной жесткости;
  • на сопротивление растяжению при изгибе монолитных слоев несущего основания;
  • сопротивление сдвигу слабосвязных слоев основания и подстилающего грунта.
Расчет выполняют по методикам для жестких дорожных одежд.
Давление на поверхности несущего основания определяют с учетом распределительной способности покрытия. Покрытие из камней/плит мощения может моделироваться сплошным слоем.

Методы расчета нежестких дорожных одежд

Метод расчета 1
Применяют для конструкций дорожных одежд (рисунок Б.3) с покрытиями из камней мощения или «абсолютно жестких» плит с основаниями, не способными воспринимать растягивающие напряжения при изгибе.

Рисунок Б.3 – Принципиальная схема дорожной одежды.jpg
1 – покрытие (камни мощения, «абсолютно жесткие» плиты);
2 – подстилающий слой (песок, отсевы дробления горных пород);
3 – несущее основание (щебень, гравийно-песчаные смеси, щебень с расклинцовкой, щебеночные смеси, щебень, обработанный органическими и неорганическими вяжущими, отсевы дробления горных пород, побочные продукты промышленного производства, обработанные и необработанные вяжущими, тощий
(малоцементный) укатываемый и ячеистые бетоны, грунт, обработанный вяжущими;
4 – дополнительный слой (песок, гравийно-песчаные смеси, щебень однофракционный (открытая
смесь), гравий).

При расчете дорожной одежды с покрытием из камней мощения или «абсолютно жестких» плит расчет покрытия на прочность не производят.

Критерии прочностного расчета:
  • сопротивление сдвигу слабосвязных слоев основания и подстилающего грунта.
Расчет выполняют по методикам для нежестких дорожных одежд.
Давление на поверхности несущего основания определяют с учетом распределительной способности покрытия. Покрытие из камней/плит мощения может моделироваться сплошным слоем.

Метод расчета 2
Применяют для конструкций дорожных одежд (рисунок Б.4) с покрытиями из камней мощения или «абсолютно жестких» плит с несущими основаниями способными воспринимать растягивающие напряжения при изгибе.

Рисунок Б.4 – Принципиальная схема дорожной одежды.jpg
1 – покрытие (камни мощения, плиты);
2 – подстилающий слой (песок, отсевы дробления горных пород);
3 – асфальтобетон, асфальтогранулобетон и т.п.;
4 – щебень, гравийно-песчаные смеси, щебень с расклинцовкой, щебеночные смеси, щебень, обработанный органическими и неорганическими вяжущими, отсевы дробления горных пород, побочные продукты промышленного производства, обработанные и необработанные вяжущими, тощий (малоцементный) укатываемый и ячеистые бетоны, грунт, обработанный вяжущими, песок, гравий.

При расчете дорожной одежды с покрытием из камней мощения или «абсолютно жестких» плит расчет покрытия на прочность не производят.

Критерии прочностного расчета:
  • сопротивление монолитных слоев основания (асфальтобетона, асфальтогранулобетона) растяжению при изгибе;
  • сопротивление сдвигу слабосвязных слоев основания и подстилающего грунта.
Расчет выполняют по методикам для нежестких дорожных одежд.
Давление на поверхности несущего основания определяют с учетом распределительной способности покрытия. Покрытие из камней/плит мощения может моделироваться сплошным слоем.


Приложение Б. СП 508.1325800.2022. Методы расчета дорожных одежд с покрытием из камней/плит мощения Пример расчета в программе IndorPavement 9 конструкции дорожной одежды проезда (например: автопарковка, дорога в малоэтажной застройке) c покрытием из камней мощения толщиной (высотой) 80 мм